Страницы   [1]  [2]

Ученики вспоминают: А.Муров всегда относился к ним как к коллегам, и это так называемое "снятие дистанции" всегда порождало ощущение свободной беседы, сотрудничества; говорят, что он проводил уроки-беседы, делился находками и размыщлениями. Ну и, конечно, как педагог, стремился познакомить их со всеми выдающимися достижениями прошлого и настоящего.

Скажем, в 60-е годы, когда стали доступны для изучения и использования новые технические приемы (типа додекафонной, серийной. алеаторной техники, сонорной и др), выработанные в технике композиции ХХ века, он сразу ввел их для изучения и применения. Кроме того, не считаясь с конъюнктурой, разыскивал и приносил ученикам неизвестные в то время сочинения, в частности, партитуры Вагнера.

В принципе, организаторской, общественной деятельностью можно считать и работу с оркестрами в школьные и студенческие годы, в 60-е годы он занимал ряд постов в различных организациях: с 1965 по 1970 А.Муров возглавлял Сибирскую организацию Союза Композиторов, в 1968 - 1972 был избран Секретарем СК РСФСР и членом правления СК СССР, в 1967-1969 - депутатом Новосибирского городского совета.

В характеристике на А.Мурова того времени (02.02.67) Ю.Тюлин написал: "Уже при окончании консерватории он показал себя как ярко одаренный композитор, владеющий полноценным мастерством. Последние годы подтвердили возлагавшиеся на него лучшие надежды". 15.03.68г. А.Муров стал доцентом кафедры композиции.

Столь интенсивно развивающаяся музыкальная карьера, к сожалению, не оказалась свободной от столкновений и конфликтов. Всегда занимая активную жизненную позицию, будучи человекома передовых взглядов, А.Муров не остался в стороне от перемены взглядов в обществе и процессов, происходящих в отечественной музыкальной культуре. Первым "яблоком раздора" послужила Третья симфония (1967-1968). После ее воронежской премьеры в местной газете появилась "разгромная" статья Александрова (С.А.Миловского) с многозначительным названием "О гражданской ответственности художника"(...). Автору симфонии бросалось обвинение в формализме, в создании "эксцентрического дивертисмента", служении "кучке гурманов", гражданской безответственности, то есть, достаточно серьезных по мерке 60-х гг. "преступлениях". Статья вызвала резонанс в музыкальных кругах Новосибирска, последовала аналогичная публикация секретаря Новосибирского обкома КПСС (...) и Муров стал persona non grata.

В жизни сибирского композитора начался очень труднывй период, вплоть до того, что, не считая возможным дальнейшую работу в городе, он планировал воспользоваться рекомендацией Д.Д.Шостаковича в Горьковскую консерваторию и 01.06.70 оставил пост председателя правления СО СК РСФСР. Не исключено, что только личная просьба Шостаковича не уезжать из Сибири повлияла на его решение остаться.

А.Муров и Д.Шостакович, 60-е годы Следующий виток конфликта - созданная в 1971 году "Тобольская симфония" была исполнена в 1973 г. с большим успехом и вызвала жуткую по тем временам "разборку" со стороны партийных властей города. Вместо традиционного обсуждения сочинения в Союзе композиторов автору устроили "аутодафе". На "процессе" присутствовали инструктор Обкома КПСС, секретарь райкома КПСС, секретари парторганизации консерватории и Новосибирской организации Союза писателей.

Идея "нравственного возмездия ... за многовековые преступления перед своим народом" (..., с.) и "внеисторические категории Добра и Истины"(..., с.10) произвели "не ладное впечатление" (..., с.17) и показались идейно ущербными, о чем свидетельствует стенограмма обсуждения. (Здесь см. "Заколдованный круг", где можно выбрать еще пару-тройку цитат из стенограммы.)

И хотя присутствовавшие музыканты-профессионалы придерживались иной точки зрения, очевидная сегодня бессмысленность идеологической критики дорого обошлась автору в 70-е гг.

Возможно, что личные столкновения с системой и породили острокритическую направленность ряда сочинений А.Мурова, их социальный оттенок, что особенно чувствуется в Четвертой симфонии (1973), Трех песнях для баритона-соло (1975), "Блокиане" (1975), "Русских портретах" (1975). В связи с этими сочинениями в прессе стали говорить о "публицистичности замыслов, гражданственном образном строе музыки" (...). Позже эту линию продолжили Пятая симфония (1981), - ставшая вершинным и рубежным произведением, а также остросатирическая опера "Великий Комбинатор" (1983-1986.)

К светлым впечатлениям тех лет можно отнести командировку во Вьетнам, предложенную В.Мининым. В стране, тогда воюющей, работало большое количество советских специалистов и А.Муров и его жена - Алла Федоровна Мурова (как преподаватель сольного пения) оказались в Ханое, где проработали год (1971-1972) в Училище искусств при Министерстве обороны ДРВ. Этот год принес массу новых впечатлений, знакомство с вьетнамской музыкой, работу с новыми учениками, а также правительственные награды: Орден "За военный подвиг", медаль "За сотрудничество в больбе с американским империализмом", боевой значок Министерства обороны ДРВ "5 августа".

Свои "вьетнамские впечатления" композитор изложил в словах и звуках. "Письма из Ханоя" , опубликованные в "Советской Музыке", а также его "Вьетнамские Дневники", которые будут опубликованы в книге о нем, касаются особенностей национального языка и музыки, специфики театра "Тьео", содержат буддистские легенды, исторические факты и бытовые подробности, привлекшие внимание композитора. Им также написаны Шесть вьетнамских песен (1972), Два впечатления о Вьетнаме (1974), сделаны многочисленные обработки народных песен.

С концом 70-х связано увлечение творчеством Льва Толстого. В том числе не только его художественными произведениями, но и мировоззренческими установками. Известно, что композитора особенно заинтересовала его трактовка Библии. Для Мурова Баблия всегда являлась настольной книгой, с начала 70-х гг. он писал большое количество церковной музыки (для Вознесенского Собора), но именно с периодом рубежа 80-х связан новый этап постижения Книни Книг. В связи с обостренным интересом к данной проблематике А.Муров исследовал большой пласт музыкальной литературы подобной направленности. В их число попали, к примеру, "Утреня" и "Страсти по Луке" Пендерецкого и даже рок-опера "Иисус Христос - суперзвезда", масса других опусов, словом, все, связанное с церковной тематикой.

Еще одно увлечение этого времени - исследование музыки Шуберта, которое придало несколько иную окраску творчеству сибирского композитора этого периода, на него "словно лег отсвет творчества великого романтика" (...). Это выразилось прежде всего в создании Einsamkeit - транскрипции "Зимнего пути", в котором, если делать выводы из слов автора, самым важным был глубокий трагизм непонимания и утраты. Кроме того, под впечатлением от музыки Шуберта создавались "Осенняя симфония" (1978) и музыка к пьесе "Вишневый сад" (1978). В этот период в кругу литературных интересов композитора, насколько я знаю, оказались Блок, Бунин, Платонов.

В 1983 г. А.Муров стал профессором, Засл.деятелем искусств РСФСР, а в 1984 г. вторично возглавил СО СК. Конец 80-х гг. ознаменован не только музыкальными ("Струнная" и "Духовая" симфонии), но и литературными трудами. Наиболее важными среди них представляются две книги: "Заклодованный круг" и "В Лабиринте...", где автор изложил свои взгляды на музыкальное творчество, развитие отечественной культуры, актуальные вопросы бытия, и всерьез обозначил проблемы развития культуры в сибирском регионе. В 1990 г.А.Муров стал лауреатом Государственной премии России за Симфонию для струнного оркестра.

С начала 90-х гг. в Вознесенском Соборе появился новый регент - выпускник Киевской консерватории, с которым А.Мурова связывало знакомство с Арсением Николаевичем Котляревским. Известно, что Муров увлеченно обсуждал с регентом религиозно-философские проблемы, различные воплощения православных канонических текстов в музыке (В частности, "Всенощное" Рахманинова), неоднократно высказывал сожаление об утрате религиозных традиций и нравственных критериев, проповедуемых православной церковью, искал пути разрешения противоречий. Интерес к данной теме привел к попытке синтезировать две струи творчества - светскую и духовную, что выразилось в создании духовных концертов, инструментального концерта, симфонии, поэме, предназначенных для исполнения в концертном зале, но раскрывающих проблемы духовные. Пожалуй, именно эти произведения олицетворяют своего рода "позитивную программу", раскрывая подлинные ценности "Муровского Я".

В конце 80-х гг. резко ухудшилось здоровье А.Мурова. Он перенес инфаркт, сложную операцию, неоднократно проходил курсы лечения в кардиологических клиниках города, продолжая, несмотря на это, интенсивно работать. 7 июня 1996 года, во время очередной госпитализации, Аскольд Федорович Муров скоропостижно скончался.

[в начало]


© Л. Пыльнева

Сайт управляется системой uCoz